Дети учатся взаимодействовать с окружающим миром посредством игры. С давних времен в качестве локаций и инструментов для игр приспосабливали природный ландшафт и подручные материалы. Овраги, ручейки, пеньки для преодоления препятствий; деревья для лазания и кустарники – для укрытия; из бревен и палок мастерили инструментарий.
Значение игр и игрушек в народном воспитании трудно переоценить.
Незатейливые самодельные игрушки с самого раннего возраста имели прикладное значение и приучали к труду. В тоже время они служили оберегами и передавали из поколения в поколение зашифрованные знания наших предков.
Самым ранним игрушкам, обнаруженным на территории нашей страны 45000 лет. Их нашли в с. Костенки, Воронежской области. Это глиняные и костяные погремушки, посуда, топорики, фигурки людей. Каждый регион славился своими уникальными изделиями в зависимости от природных ресурсов и материалов, которыми располагал. Так известны каменные, деревянные, костяные, кожаные, глиняные, растительные и даже сырные игрушки. Алгоритм их появлений был очень прост – сделал древний человек себе лук или нож и такой же, только поменьше, изготовил для маленького сына. Вылепил из глины горшок, а из остатков сделал дочке куклу. С рождением ребёнка игрушка становилась непременным спутником детской жизни. Самым маленьким предназначались всевозможные погремушки, трещотки, хлопушки, шумные подвески с яркой окраской, ими обычно украшали детскую колыбель. Их назначение было двояким, с одной стороны своим шумом они отгоняли злых духов, а с другой развивали у малыша слух и внимание.
Когда ребёнок начинал ходить, ему мастерили каталку на верёвочке и палочке. Чаще всего это был конь на колёсиках. Ребенок вел его за собой и переживал первые ощущения своей силы и превосходства, приучался не бояться животных. Так игрушка развивала ребёнка физически и воспитывала духовно. Примерно с двух лет крестьянский ребёнок играл вполне самостоятельно. Мячи, луки тренировали в нём меткость и ловкость; волчки, жужжалки прививали технические навыки; дудки, рожки, свистульки развлекали развивал слух; игрушечные топоры, лопатки, тележки приобщали ребёнка к повседневному деревенскому труду.
Дымковская игрушка из глины
Игрушка из соломы
Тряпичная кукла
Богородская игрушка из дерева
С 5-6 лет дети уже могли мастерить игрушки сами. Материал для игрушек находили на улице, в поле, в лесу. Из прутьев делали шалаши, луки, из древесной коры – кораблики и лодочки. Также для мальчиков отцы и деды изготавливали «кареты» – тележки на четырех колесах. Колеса даже смазывали дегтем, чтобы не скрипели. В «каретах» дети возили что-либо или просто катали друг друга, по-очереди, имитируя лошадей. Ну и, конечно же, самой распространённой среди игрушек на Руси была кукла. Глиняные, деревянные, тряпичные куклы бытовали в крестьянской среде несколько веков и имели различные значения. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников. Куклы эти до самого позднего времени были безлики, правда в южных районах у многих мотанок, закруток, столбушек вместо лица делался крест из цветных ниток. Считалось, что кукла с лицом может принести вред ребенку. В народной среде поощрялось изготовление кукол и игры с ними. Прежде всего это было связано с подготовкой девочек к роли матери и рукоделию. Создавая кукол девочки учились шить, вышивать, прясть. Считалось, что девочка, которая долго и охотно играет в куклы, будет хорошей матерью и хозяйкой. Народная крестьянская игрушка была многофункциональной, выполняла разные роли. Это была и детская забава, и средство воспитания, и предмет магии, и праздничный подарок, и свадебный атрибут, и украшение. Все это выполняло одну главную функцию - духовного общения и передачи из поколения в поколение народного наследия.
Надо сказать, что все детские игры были привязаны к земледельческому календарю. Зимой это были подвижные игры: катание на санях, снежки и лепка снежных баб, участие в колядках; по весне изготавливали птиц из теста, тряпок и глины и с обрядами «закличками» призывали весну. На Пасху катали яйца, познавая в такой нехитрой игре картину мироустройства. В теплое время года – это забавы, имитирующие традиционные обряды: свадьба, праздник Ивана Купала, возделывание огорода и прочее. И всегда дети переносили игру на улицу для того, чтобы иметь возможность для коммуникации друг с другом. Совместно мастерили игрушки и игровые элементы такие как шалаши, качалки, плоты, горки и многое другое, что только позволяла фантазия.
Действительно, игры и игрушки играют огромную роль в воспитании будущих личностей. О влиянии игрушки на мировоззрение ребенка знали и в царских семьях России. И «потешные» игрушки для будущих князей, княжон и цесаревичей подбирали всегда с особой тщательностью. Для девочек это были куклы, лоскутные мячики, сшитые из обрезков ткани и набитые хлопчатой бумагой. Их украшали серебряным или золотым галуном, а в средину их клали медные круглые бубенчики. Надо сказать, что мячики появлялись в детских потехах очень рано, «как только ребенок начинал смыслить.
Мячики
Мальчики играли деревянными лошадками и миниатюрным военным снаряжением. Особенно преуспел в военных играх будущий Император российский Петр Первый. Когда Петруше исполнился год, ему сделали деревянного коня на колесиках. Конь был вырезан из липы и обтянут жеребячьей шкурой. И хотя предназначалась игрушка для годовалого ребенка, все снаряжение делалось, как для настоящего скакуна. А в Оружейной палате московского Кремля до сих пор хранится «потешная» карета, которую сделали Петру, когда тому исполнилось два года.
Подрастая будущий, император обзавелся игрушками военного характера: луки, копья, булавы, барабаны и знамена. В год стрелецкого бунта возле хором Петра была устроена игровая площадка. Там стоял деревянный шатер, рогатки и игрушечные пушки — нечто вроде военного лагеря. Из пушек можно было стрелять деревянными ядрами, обтянутыми кожей. Именно здесь Петр и узнал, что провозглашен Государем всея Руси после смерти брата – Федора Алексеевича.
Потешная карета Петра I
Детские площадки как явление появились всего 120 лет назад. За это время они проделали эволюционный путь от небольшого уголка местом хранения игрушек, лавкой и столом до полноценного общественного пространства, наполненного интересными и развивающими элементами, которые привлекают не только детей, но и побуждают взрослых забыть о заботах и вспомнить собственное детство.
Так, в 1903 г. в общественном парке Нижнего Ист-Сайда в Манхэттене (Сьюард-Парк) заработала первая в США муниципальная зона отдыха с огороженной детской игровой зоной, в которой была обустроена беговая дорожка и песочница, установлены качели и несколько простых гимнастических снарядов. Примерно в то же время такие специализированные детские городки начинают появляться в городах Европы и дореволюционной России – как правило, в рабочих районах, большую часть населения которых составляли малообеспеченные семьи. Целью строительства таких площадок было обеспечить минимальный присмотр за детьми, которые были предоставлены сами себе и легко сбивались в уличные банды. Поэтому изначально на детских площадках работали воспитатели – они организовывали игры, читали вслух, учили мастерить поделки, словом, направляли досуг в мирное русло.
Детская площадка на ВСХВ. 1940 год. Автор: Сергей Васин, г. Москва
Детский городок в Сокольниках. 1940 год. Автор: Сергей Васин, г. Москва
Если первоначально архитектурно-функциональным наполнением детских площадок никто особенно не занимался и само явление организации пространства имело вполне ясное утилитарное значение, то уже к 1930-м годам этому стали уделять больше внимания. Общество милитаризировалось, популярность спорта росла. В СССР, после введения норм ГТО, на детских площадках стали устанавливать брусья и турники. Теперь здесь не только играли, но и занимались спортом, встречались с соседями, общались. Так стали появляться новые городские традиции.
Детский городок в парке. 1950 год. Автор: Владимир Георгиев, г. Челябинск
На детской площадке. 1965 год. Автор: Всеволод Тарасевич, г. Норильск
Вскоре детскими площадками стали оснащать дворы многоэтажек. Из собственного детства мы помним качели, на которых можно было раскачаться «солнышком» и «полусолнышком», турники из металла, на которых, к ужасу бабушек, дети висели вниз головой, горки без ограждений, выполненные из цельного листа металла (как же здорово было обжигать на них мягкие места в летнюю жару!), препятствия из разукрашенных покрышек, вкопанных наполовину в землю, автомобильные шины, подвешенные на веревке, песочницы, песок для которых привозили на КАМазе и вываливали рядом горкой. И гора была гораздо интереснее, пока песок не перекидали в саму песочницу. Это называлось «Малые формы». Были типовые проекты, но зачастую строили из отходов строительного производства кто во что горазд. Жилья в советские годы строили много и на деревянные/каменные сооружения на всех детских площадках не было средств. А еще в нашем детстве были открытые подвалы, летом - траншеи для водопроводных труб, заросли крапивы и репейника; зимой – снежные крепости и много других развлечений, отчего домой было не загнать. А если уж загнали родители, то, например, зимой мы штаны «колом» ставили к батарее оттаивать и уже мечтали о завтрашнем дне, когда снова можно будет убежать на улицу.
Своеобразная революция в проектировании уличных игровых городков произошла на рубеже 60-х – 70-х. В это время детские площадки стали составлять первые художественные ансамбли. Широкое распространение фантазийные площадки получили в Европе. Но даже в СССР, где процветали ГОСТы и массовые решения, эта тенденция тоже была заметна. Это всевозможные бревенчатые игровые домики и горки, головы витязей и скульптуры героев мультфильмов, выточенные из дерева и незатейливо разукрашенные. Теперь это не просто площадка для малышей, а общественное пространство для всех: мамы могли вязать или вышивать сидя на лавочке и общаясь друг с другом, а папы с улюлюканием играть в домино и шашки.
Фигуры героев мультфильмов
Фантазийные качели
Детский городок в Парке Победы г. Белгород 1980-е годы
Замок на детской площадке во дворе г. Рязань
В последние десятилетия ХХ века в России не уделялось внимание игровым пространствам из-за сложностей в экономике. Не было своих производителей, рынка продаж и сервиса — как, собственно и заказов. А то, что уже стояло во дворах по 10-15 лет, закономерно ветшало, ржавело, теряло конструктивные части — такая игровая зона переставала быть безопасной. А нормативных документов, регулирующих эксплуатацию детских игровых площадок в стране, до 2003 года не существовало.
К природной потребности ребенка двигаться и играть вновь обратились уже в 2000-х годах, чему способствовал рост коммерческого жилищного строительства. С этого периода оснащение дворовых и парковых территорий игровыми площадками стало обязательным условием создания архитектурного ансамбля городов. Сегодня дело с малыми формами поставлено на индустриальную основу — типовые пластиковые и деревянные детские площадки массово выпускаются и устанавливаются в новостройках, в старых дворах, детских садах и парках. Главное их преимущество - безопасность и уверенность, что дети не упадут с большой высоты, не измажутся, не занозят руки-ноги на игровых сооружениях.
Сегодня мы можем наблюдать многообразие материалов, форм, цветов и стилистических решений в организации игровых пространств. С массовым ввозом продукции для игровой индустрии из Китая игровые площадки стали пестреть яркими городками и горками из пластика, качелями и качалками различных форм. Игровое оборудование очень разнообразно по тематике и ансамбль одного двора может быть совершенно не похож на другой.
В последние несколько лет наблюдается тенденция «усталости» от ярких красок и уход в сторону экологичности, применения природных материалов. Это направление изменило вектор дизайна игрового оборудования. Все больше мы видим на улицах площадки с бревенчатыми, деревянными элементами, металлическими прямыми или винтовыми горками, сетками и канатами для лазания. Такое веяние моды пришло к нам из Европы, где упор делается на эко-стиль, перерабатываемые материалы и лаконичный, сдержанный дизайн.
Но и эта тенденция постепенно становится обыденной. Рынок, архитекторы и дизайнеры вновь в поисках нового уникально стиля и самовыражения. Сегодня игровые пространства становятся все более персонализированными и самобытными. Даже больше – становятся театральными, сюжетными, весь архитектурно-художественный комплекс рассказывает свою историю и вовлекает ребенка в игру. Площадки стали продуманными, с понятной и удобной навигацией, рассчитаны на комфортное времяпрепровождение как для детей, так и родителей. Проектировщики и дизайнеры стараются продумать все до мелочей с учетом действующих норм и ГОСТов безопасности. Современный ансамбль игрового пространства включает в себя такие игровые элементы как: игровые городки, домики, горки, качели, качалки и балансиры, канатные конструкции, лабиринты, скалодромы, карусели и песочницы. Расположение игровых элементов не хаотично, а имеет функциональное зонирование, рассчитанное на разные возрастные группы. Для малышей это зоны спокойных игр с песком или фонтаном с водой для развития мышления и моторики. Рядом обязательно предусмотрено место для родителей, парковка для колясок или детского транспорта, навес от солнца. Для детей более старшего возраста актуальны активити-зоны для подвижных игр: горки, лазалки, турники, скалолазки, батуты, предназначенные для того, чтобы удовлетворять потребность детей залезть повыше и скатиться с горки с характерным «холодком в животе».
Особое внимание уделяется безопасности эксплуатации оборудования. Сегодня мы не увидим качелей с металлическими подвесами, на которых можно крутить «солнышко». Качели оборудованы мягкими подвесами или цепями обтянутыми силиконовой трубкой. Горки имеют ограничение по высоте старта и от этого зависит будет ли горка открытой или же закрытой – трубой. От длины горки зависит будут ли в ней предусмотрены окна.
Также нормами ГОСТа регламентируется допустимое покрытие для площадок, которое должно быть обязательно ударопоглощающим, попросту говоря – мягким. Допустимы резиновая крошка, из которой можно выкладывать различные рисунки или зонировать пространство, искусственная трава, песок. Мульча – или древесная стружка, натурального цвета или окрашенная согласно дизайну. Это, отличное решение для парковых территорий, где на детской площадке могут произрастать деревья. Их, естественно, сохраняют и облагораживают мульчей.
Все эти особенности дизайнер учитывает в работе над проектированием игрового пространства, что оно было не только современным, уникальным и привлекательным, но и безопасным для детей, а также долговечным в эксплуатации.